Аутогенная тренировка для осужденных


Аутогенная тренировка для осужденных
Комплексный метод активной саморегуляции эмоциональных состояний, базовая модель которого разработана немецким психотерапевтом И.Г. Шульцем (1932). При использовании модификаций ее осужденный, тренирующийся вначале с помощью специалиста, а затем самостоятельно приучается владеть своими психофизиологическими функциями. Среди осужденных АТ. впервые была применена как средство психогигиены и психопрофилактики А.С. Новоселовой (1984). Разработке других модификаций АТ и их применению в псикоррекционнной работе с осужденными способствовали Г.А. Веселкова (1986), М.Г. Дебольский, М.П. Стурова (1989), В.М. Поздняков (1989), А.И. Ушатиков (1990), С.А. Лузгин (1992), В.И. Серов, (1996) и др.

АТ используется сейчас в пенитенциарных учреждениях для.1) нормализации их психических состояний осужденных; 2) профилактике и психогигиене; 3) индивидуализации процесса исправления с активным включением в него самого осужденного; 4) активизировании деятельности осужденных по самосовершенствованию и развитию личности; 5) формированию психологической готовности к реадаптации в условиях свободы. Система коррекционной работы с осужденными с применением АТ (А.С. Новоселова, 1995) строится поэтапно. На первом этапе решается задача изучения осужденных в карантине с составлением характеристик и рекомендаций. На втором этапе проводится аутотренинг в большом варианте (АТ 100 сеансов). На завершающем этапе проводится курс психической саморегуляции при подготовке к выходу на свободу; при этом осуществляется постепенный переход от внушающего влияния к убеждающему в ходе специальных ролевых игр, основанных на психотехнологии социодрамы. А.С. Новоселовой (1989) разработан так же аутотренинг самовоспитания осужденных в двух вариантах - "На пороге" и "Впереди - жизнь!". А.И. Ушатиковым, В.М. Поздняковым и О.И. Шеламовым (1991) на базе АТ. создана методика эмоционально-волевой тренировки осужденных, которая способствует: а) снятию излишнего напряжения и волнения; б) преодолению в себе нерешительности и скованности; в) самомобилизации в стрессовых ситуациях; д) осуществлению самоконтроля и самокоррекции эмоционально-волевого настроя. (А.И. Ушатиков, В.М. Поздняков)

Литература: Новоселова А.С. Педагогический аутотренинг как средство нравственного регулирования личности правонарушителей. - Пермь, 1985; Ушатиков А.И., Поздняков В.М., Шаламов О.И. Эмоционально-волевая тренировка. - Рязань, 1992; ; Ушатиков А.И., Новоселова А.С. Основы психокоррекционной работы в ИТУ. - Рязань, 1995; Серов В.И., Ушатиков А.И., Новоселова А.С. Основы психологической коррекции в ИТУ. // Бюллетень ГУИН МВД. № 30, 31.- М., 1996; Новоселова А.С. Психолого-педагогические основы взаимодействия убеждения и внушения как условия ресоциализации личности осужденных: Монография. - Пермь, 1998.


Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. . 2003.